Кот в мешке

По данным Центробанка на сентябрь 2011 года, просроченная задолженность по розничным кредитам достигла 296 млрд. рублей, или 6% от общего объема кредитов. Около 144 млрд. рублей, то есть примерно 50% от всего объема просроченной задолженности по кредитам, отдаются на аутсорсинг. Эта сумма привлекает сотни желающих их взыскать. В стране действует от 300 до 1000 компаний, предлагающих услуги взыскания долгов, – это коллекторы, юридические и адвокатские конторы, детективные агентства, частные охранные предприятия, которые также заявляют об оказании подобных услуг.

Лишь 10–20 из компаний, присутствующих на коллекторском рынке, можно отнести к крупным игрокам. Полный комплекс услуг предоставляют не более 30–40 агентств. В реальности конкуренция наблюдается в основном между несколькими крупными, федерального масштаба, коллекторами, говорит Илья Фомин, председатель совета директоров компании «Руссколлектор».

«По факту тех, кто действительно конкурентоспособен, профессионально занимается collection, входит в профессиональные ассоциации, ответственно ведет бизнес и может работать с крупными банками, не более 20», – рассказывает Ирина Поддубная, заместитель генерального директора «Секвойя Кредит Консолидейшн». 90% коллекторского рынка занимают долговые агентства, входящие в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).

От иностранных до государственных

Сначала клиентами агентств по взысканию долгов становились крупные частные розничные банки (что было обусловлено объемами кредитования) и банки с иностранным участием (это объясняется устоявшейся цессионной практикой со стороны их материнских структур в других странах).

Переломным для коллекторов стал 2010 год. «Есть такая поговорка: «у вас не будет второго повода произвести первое впечатление». Так вот, пятилетний период, когда коллекторские агентства стремились «произвести первое впечатление» и завоевать доверие своих клиентов, закончился вполне успешно. Передача на аутсорсинг долгов крупными банками с государственным участием послужила хорошим сигналом для других участников банковского рынка. Если говорить об объемах продажи и передачи портфелей, то лидерство пока все-таки за частными розничными банками», – рассказывает Илья Фомин («Руссколлектор»).

В этом году объем, выставленный банками на продажу, уже достиг $2 млрд., и чаще выставляют на продажу долги банки, входящие в топ-20 по розничному портфелю, говорит Сергей Шпетер, старший вице-президент долгового агентства «Пристав».

Цены и параметры

По разным оценкам, в 2010 году в России были выставлены на продажу долги на сумму $3–3,5 млрд. Согласно прогнозам на 2011 год, рынок аутсорсинга взыскания банковских долгов оценивался примерно в 200 млрд. рублей.

По данным «Кредитинформ», объемы передаваемых портфелей колеблются от 1–2 млн. до 5–6 млрд. рублей. В среднем просрочка по передаваемым на аутсорсинг кредитам по России составляет около года. По оценке «Секвойя Кредит Консолидейшн», в 2011 году в среднем составляет 17 месяцев, а средняя сумма долга – 65 тыс. рублей.

Сергей Шпетер («Пристав») называет следующие данные: просрочка от 180 дней и выше, в среднем на продажу выставляют и портфели с просрочкой более двух лет. Объемы – от 300 до 150 000 счетов, в рублевом эквиваленте это от 10 млн. до 5 млрд. рублей.

Генеральный директор Morgan&Stout Антон Дианов считает, что до конца 2011 года данный показатель может достигнуть планки в 80–85 млрд. рублей. В 2011 году в переуступаемых портфелях в среднем срок просрочки должников-физлиц фиксируется на уровне двух лет.

По мере развития взаимоотношений банков и коллекторов наблюдалась тенденция к передаче реестров с меньшими сроками просрочки. Теперь в портфеле агентств все чаще появляются долги с просрочкой от 120 дней. Однако свои изменения внесли кризис и снижение на определенном этапе объемов кредитования: на рынке все больше реестров, размещаемых повторно. В этом случае приходится работать с долгами со значительно большим сроком просрочки по портфелю, и это сказывается на эффективности сбора, рассказывает Илья Фомин («Руссколлектор»).

Коллекторы наблюдают тенденцию к увеличению размера передаваемых портфелей в денежном выражении. Это связано со значительной долей передач второго и третьего размещения в общем объеме.

По розничным портфелям стоимость услуг коллекторов при агентской схеме варьируется в зависимости от длительности просрочки, размера задолженности и этапа взыскания, на котором агентство получает в работу долговой портфель, а также от количества предыдущих размещений в других коллекторских агентствах. Ставка агентского вознаграждения составляет от 5 до 45% за самые сложные случаи. При цессионных сделках стоимость портфеля составляет 1–5% и зависит от тех же факторов – длительности просрочки, размера задолженности, этапа взыскания, от количества предыдущих размещений. При продаже ипотеки стоимость долга составляет примерно 50–65% от общей суммы задолженности.

Если говорить об агентировании, то конкуренция происходит прежде всего в технологическом аспекте, и с точки зрения эффективности коллекторы стремятся совершенствовать внутренние процессы в сторону повышения результативности взыскания. Ценовая конкуренция более актуальна при проведении цессионных сделок. В течение последнего года состоялось несколько цессионных сделок по явно завышенной цене. Возможно, это выгодно новым участникам на этапе вхождения в рынок, однако с точки зрения развития бизнеса такие методы не всегда можно назвать оправданными, считает Илья Фомин («Руссколлектор»).

Антон Дианов (Morgan&Stout) не исключает вероятность того, что в 2012 году на рынок начнут поступать «свежие» портфели (просрочка до 360 дней) высокого качества, с хорошими перспективами монетизации. Цена на подобные портфели может достигать и 10%.

Коллекшн для малого бизнеса

Исторически сложилось так, что сначала банки начали передавать на взыскание розничные портфели. В связи с этим деятельность большинства коллекторских агентств прежде всего ориентируется на типовые и массовые процедуры. По этой причине коллекторам интересны розничные кредитные портфели, стоимость работы по которым оптимальна для их низкомаржинального бизнеса, а логистика работы с должниками выстроена и отлажена таким образом, чтобы обеспечить наибольшую эффективность взыскания в наименьшие сроки.

«Методы работы с сектором малого и среднего бизнеса (МСБ) остаются для многих коллекторов тайной. Взыскание таких долгов требует более индивидуального подхода к каждому конкретному должнику, «конвейер», по принципу которого построена работа с розницей, здесь не работает. Да и как оценить адекватную стоимость такого пакета при отсутствии опыта работы? В связи с этим наиболее интересными для коллекторских агентств остаются пулы задолженностей физлиц, и на этом сегменте конкуренция более высока», – рассказывает директор департамента взыскания просроченной задолженности группы компаний «Конкорд» Александр Югай.

Пока что в части продажи долгов малого и среднего бизнеса ситуация непонятная, соглашается Дмитрий Жданухин, генеральный директор «Центра развития коллекторства». Тендеры объявляли многие банки (Райффайзенбанк, «Уралсиб», Сбербанк, «Восточный экспресс» и другие), но большинство конкурсов не привели к желаемому результату. Основная проблема взыскания долгов МСБ в том, что большинство коллекторов переходят от внесудебных психологических технологий, которые не актуальны в большинстве случаев для мотивации владельцев «брошенных» организаций, к стандартным юридическим методам, которые эффективны в очень небольшом числе случаев.

Внесудебные методики корпоративного коллекторства (PR-сопровождение взыскания и другие) освоены очень небольшим числом агентств, которые в конкурсах зачастую не участвуют. Соответственно, ситуация на рынке продажи долгов МСБ может заметно измениться, когда агентства, использующие корпоративное коллекторство, наберут достаточный финансовый и репутационный вес или начнут действовать совместно с крупными универсальными агентствами. Предпосылки для этого и даже первые подобные проекты уже есть. Если эта тенденция будет реализована, то вырастет ставка, предлагаемая банкам за долги МСБ, и наконец-то четко разделятся направления розничного и корпоративного коллекторства, считает Дмитрий Жданухин.

Рынок цессионных предложений по долгам малого и среднего бизнеса будет развиваться постепенно, и первыми успешно проданными пилотами станут кредиты индивидуальных предпринимателей, причем со значительным дисконтом, не более 3% от суммы задолженности, считает Юрий Пузенко, генеральный директор ИА «Крединформ». Высокий дисконт объясняется тем, что доля взыскания долгов малого бизнеса ниже, чем по кредитам физлиц. Накопленная статистика по долговым портфелям юрлиц у коллекторов отсутствует, информационная асимметрия по каждому должнику очень высокая, что существенно усложняет процесс оценки; в конечном счете большой дисконт выступает единственной страховкой рисков коллекторского агентства при приобретении такого портфеля.

Но пока что у коллекторских агентств даже с небольшими корпоративными долгами возникают сложности как в оценке, так и в самой технологии взыскания приобретенного портфеля. Крупные агентства принимают в работу и такие портфели, но их доля в общем объеме долгов, находящихся под управлением агентства, как правило, незначительна.

Что можно улучшить?

Чего не хватает коллекторам для повышения эффективности бизнеса? В первую очередь, нужен закон о взыскании задолженности, говорит Ирина Поддубная («Секвойя Кредит Консолидейшн»).

Банки могли бы передавать плохие долги на аутсорсинг на более ранней стадии задолженности. В целом коллекторам для повышения эффективности бизнеса не хватает четкой законодательной базы и опыта работы с долгами МСБ, считает Юрий Пузенко («Крединформ»).

Банкам нужно реструктурировать необеспеченные кредиты. К сожалению, чаще всего реструктуризация касается ипотечных или автокредитов, а аналогичные запросы от держателей cash-кредитов и кредитных карт, как правило, игнорируются. Причина ясна: сопровождение реструктурированного кредита обходится банку дороже, и экономическая целесообразность берет верх над необходимостью поддерживать лояльность клиента. Между тем опыт коллекторской деятельности показывает, что предоставление такой возможности должникам в большинстве случаев существенно повышает вероятность возврата долга, ведь встречное движение со стороны кредитора почти всегда воспринимается неплательщиком позитивно, усиливая стремление к погашению долга, делится опытом Илья Фомин («Руссколлектор»).

Банки могли бы учитывать региональную специфику при работе с коллекторами. Поскольку большинство федеральных банков проводят продажу пакетов проблемных долгов на уровне головного офиса, основная борьба разворачивается между федеральными агентствами. Конечно, банку намного удобнее продать пул проблемных активов в одни руки. Однако, по мнению Александра Югая («Конкорд»), банк при разделении своих портфелей по территориальному признаку может получить гораздо более выгодные предложения по отдельным лотам от региональных агентств. При этом выгода, полученная от разницы в цене продажи, должна с лихвой компенсировать затраты, которые несет банк на организацию торгов.

Сергей Шпетер («Пристав») считает, что рынок купли-продажи розничных кредитов явно переоценен. Основные игроки, которые давно работают на рынке, достаточно консервативны в своих оценках. Вновь пришедшие участники в погоне за получением статистики и знаний о рынке предлагают завышенные цены за портфели.

Не хватает информации

Однако больше всего коллекторы жалуются на недостаточное предварительное информирование о структуре передаваемого проблемного портфеля, неполноту передаваемой информации о заемщиках, а также о методах и результатах взысканий внутренних коллекторских подразделений банков.

«Банки могут предоставить неполную информацию относительно истории работы с портфелем, предоставить не совсем актуальную информацию о пуле заемщиков, которая может повлиять существенно на стоимость портфеля, – сетует Антон Дианов (Morgan&Stout). – Для снижения рисков неверной оценки портфеля НАПКА были разработаны стандарты цессионных сделок – «Обязательные условия купли-продажи цессионных портфелей». Они презентованы Ассоциации российских банков и Ассоциации региональных банков России, те, в свою очередь, рекомендуют своим членам использовать данные стандарты при осуществлении сделок купли-продажи».

Эту точку зрения поддерживает Илья Фомин («Руссколлектор»): «Если мы будем знать о параметрах сотрудничества заранее, то сможем загодя аккумулировать необходимое количество ресурсов, настроить внутренние системы и процессы своего агентства именно на заемщиков данного клиента, а не на заемщиков вообще. В результате в деловом партнерстве коллекторов и банков добавится ясности и результативности. Мы готовы в партнерстве с банками совершенствовать форматы и процедуры совместной работы ради повышения эффективности взыскания просроченной задолженности и снижения операционных затрат наших клиентов».

Предложения коллекторов таковы. В информации по портфелю, передаваемой коллекторам/инвесторам на оценку, должны присутствовать структура задолженности, ее срок, виды кредитных продуктов, стадии взыскания. Также необходимо, чтобы на сделку банк выходил с портфелем, по которому был проведен внутренний документарный аудит и обоюдно определен набор необходимых первичных документов, которые будут переданы новому покупателю.

Учитывая тот факт, что между датой оценки портфеля и датой закрытия сделки проходит до двух месяцев, и в это время по кредитам продолжают начисляться штрафы, комиссии, а некоторые должники продолжают погашать кредит, необходимо зафиксировать стоимость портфеля на дату оценки и руководствоваться данной ценой за минусом погашений, которые производятся в этот период.

Срок передачи документов нельзя бесконечно растягивать, так как новый кредитор ограничен сроком исковой давности. Банк должен в короткий срок централизованно передавать документы новому кредитору.

Условия договора цессии должны непременно согласовываться с инвестором, ведь именно он принимает на себя основные финансовые риски. Ситуация, когда банк настаивает на непременном подписании договора только на его условиях, неприемлема для серьезных инвесторов, инвестирующих в портфель миллионы долларов.

Должны быть также соблюдены формальности при проведении тендера – заблаговременное оповещение его участников, график проведения тендерной процедуры, время на оценку, процедура due diligence, объявление победителей либо следующего раунда переговоров в зависимости от установленного в банке регламента.

Следование всех участников рынка единым стандартам раскрытия информации по продаваемым кредитам сделает покупку/продажу долговых портфелей более рыночной и прозрачной, а российский коллекторский рынок – более цивилизованным.

 

 

Рубрики: Новости